ГлавнаяРаботыКартина «Виноград для ампелографии»

Виноград для ампелографии

С фотографии Г. Сошальского Наборный мебельный щит, берёза. 50х70. 2005г.

Понравилась работа?

Нажмите «Купить картину», чтобы получить информацию.
RU
EN
Люблю просматривать отечественные журналы художественных направлений. Они всегда отличаются от зарубежных гламурных своей душевностью и изысканной русской простотой, в которой заключена спокойная сила красоты и заряжающая энергия своей уравновешенности. Не помню название этого журнала, но натолкнувших в нём на это чёрно-белое фото понял без всяких рассуждений – возьму и сделаю. После чего взял и сделал за несколько дней в спокойной уравновешенной обстановке…
Автор фотографии – советский фотограф Георгий Николаевич Сошальский.

История создания картины

Об этом удивительном человеке нельзя сказать в двух словах, поэтому приведу о нём статью целиком:
«Г.Н. Сошальский родился 5 апреля 1895 г. в Константинограде в семье юриста. Первые шаги в фотографии сделал в гимназии. Затем закончил юридический факультет Петроградского университета. Работая юристом, оставил на время увлечение фотографией. В 1921 г. женился и переехал в Москву, где случайно познакомился с фотографом Л. Сытиным, снимающим скульптуры В. Мухиной. Георгий Николаевич получил от Сытина приглашение работать помощником в фотолаборатории. Совместно они сфотографировали 1-ю послереволюционную выставку скульптуры. На работы Сошальского обратил внимание известный фотограф 3. Виноградов и пригласил его в диапозитивную мастерскую. Георгий Николаевич занимается не только фотосъемкой на различные темы, его пытливый ум и изобретательность помогают ему внести ряд принципиально новых технических предложений, значительно ускоривших процесс изготовления диапозитивов. Постановлением СНК СССР (1929 г.) Г. Н. Сошальского назначают директором фабрики диапозитивов, объединившей более десяти мастерских, работающих по его методу.
В этот период он знакомится не только со многими фотографами, выполняющими заказы фабрики, но и со специалистами в разных областях знаний. Сошальский с большой теплотой отзывался об ученых естественных наук, академиках М. Ф. Иванове, В. М. Юдине, А. М. Негруле, под руководством которых ему приходилось работать. Знание оптики, химии и интерес к изучению объекта съемки помогают ему творчески подходить к решению фотографических задач. Он становится известным специалистом, к которому обращаются за решением проблем фотофиксации научных материалов. Так к Г.Н. Сошальскому пришло его признание, как фотографа.
Во всем мире становятся известными снимки различных сортов каракуля из альбома «Шерсть в СССР», выполненные Сошальским. Параллельно с работами по прикладной фотографии Георгий Николаевич снимает жизнь и быт людей в Средней Азии. Один из номеров журнала «СССР на стройке» (№10,1935 г.) наполовину заполнен его снимками. Они поражают кажущейся простотой и в то же время уникальностью. Этому помогает безошибочное использование фотографической техники.
Сошальский много работает по заданию Комитета мер и весов, создает альбом товаров народного потребления, снимает виды огнестрельного оружия и т.д. Все объекты для съемки приносят ему домой - там у него и съемочный павильон, и лаборатория, где он нередко конструирует и изготавливает различные приспособления для работы. Так было с серией снимков сортов винограда, сделанных для ампелографии. Работая на ВДНХ, Георгий Николаевич изобретает формулу для съемки животных без искажений, что позволило фотографировать их прямо в естественных условиях. Совместно с Г.Артюховым Сошальский пишет книгу «Фотографирование животных». Во всех работах он стремится к художественной выразительности изображения, даже в области научно-прикладной фотографии.
Сохранилось много «любительских» снимков Сошальского, частично представленных в этом альбоме, начиная с 1921 г. Среди них портреты жены, дочери, внука, друзей и окружения.
Юридическое образование пригодилось Георгию Николаевичу, когда друзья пригласили его возглавить Союз творческих фотоработников Москвы (1950-60-е годы). Здесь, благодаря своим знаниям, он помог многим фотографам не только в разрешении творческих проблем, но и жизненных ситуаций.
Анатолий Болдин вспоминает:
«Только такому тактичному и интеллигентному человеку было под силу и налаживать контакт между «маститыми», и на равных держаться с новичками, и стойко отстаивать выставочные работы от цензурных поправок «ревнителей идеологии и нравственности» из райкомов, горкомов и отделов культуры. Через все эти «рогатки и препоны» умел проходить беспартийный Сошальский! Он был необыкновенным рассказчиком, а уж рассказать ему было о чём. Показывая свои работы и рассказывая, когда, как и чем они были сделаны, одновременно с техническими советами он ненавязчиво давал нам и жизненные, приобщая к истинной интеллигентности».
Георгий Колосов вспоминает:
«В начале 1979 года я заглядывал на Арбат в мастерскую Георгия Николаевича Сошальского еженедельно и всякий раз с новым портретом. Учитель, которому было тогда под 90, ничему не учил, но постоянно указывал на изобразительные ошибки. Несу, помнится, явный шедевр, как мне казалось: лицо молодой женщины с трагическим наполнением, которое ловко подчеркнул экспрессивный свет. «Георгий! Что за флюс у неё на щеке?!» Ничего не могу понять. На карточке - «Шекспир»! Какие флюсы?! Издёвка со стороны благородного мастера исключена... Проходит визитов моих месяца два, и я, возвращаясь к «шедевру», примечаю, что скользящий свет на щеке действительно что-то «вздул». Еще два месяца наших встреч с Сошальским - и я уже просто не понимаю, как этого можно было не видеть!».
Георгий Николаевич гибко владел всем арсеналом фотографической техники. Ещё до войны он применял аэрофотопленку, а для прикладной фотографии это примерно то же, что с павильонной камерой «шпионить» на улице. Если попался объект, который никакая другая плёнка «не брала», он тут же вспоминал, как какой-то особо блестящий мех снимал через диффузор с эффектом, близким к «моноклю», и мех на фотографии ожил (хотя детальнейший рисунок объектива «Гелиар» был испорчен)! Георгий Николаевич учил умению видеть и воспроизводить самые разные объекты - а это та золотая копилка, из которой свободный фотограф-художник к любому сюжету подберет точный изобразительный ключ.
Скончался Г.Н. Сошальский 13 января 1993 года, не дожив до 100-летнего юбилея всего два года.
«Что же давало ему силы? Он шутил, что силы давало творчество и общение с нами, более молодыми, влюбленными в фотографию. И ещё - большое количество съеденного сортового винограда во время съёмок для ампелографии. И нам говорил: «Знайте себе цену и не обращайте внимания на непонимание, неприятие ваших взглядов, не вступайте в выяснение отношений».
Со временем мы поняли, как это непросто. Но он вел себя действительно так».
Добавлю, что словами описывать фотографии – дело неблагодарное, лучше набрать это имя в поисковике и увидеть всё его наследие. Кстати, о наследии. Собираясь в 2008-м году на выставку в ЦВЗ «Манеж», я позвонил Председателю московского фотоклуба «Новатор», откуда и взял фото «Винограда для ампелографии», спросив, кто на сегодня является наследником фотографий. Ответ был «Наш клуб». Узнав суть моего вопроса, любезно дал согласие на экспонирование картины «Виноград для ампелографии», а также использование для пирографии любой фотографии замечательного мастера. В настоящее время картина хранится в «частном собрании» жены.
Читать подробнее

Оставьте заявку

Оставьте свои контактные данные и я свяжусь с вами в ближайшее время
Нажимая кнопку «Отправить» я подтверждаю, что принимаю условия обработки и использования моих персональных данных.

Желаете купить или заказать картину?

Художник выполнит работу по индивидуальному эскизу или продаст готовую с пересылкой в любую точку мира.

Оставьте заявку, позвоните по телефону или посетите интернет-магазин с работами мастера — Etsy

Телефон и WhatsApp: +7 (961) 845 62 17
E-mail: gladenko@ngs.ru